Главная страницаКонтактыФильмыФотографииРазноеОб авторе сайтаГостевая книгаКарта сайта

Видеосъемка свадьбы в Екатеринбурге    
www.VideoMike.ru    
тел 8 904 386 88 14    

      Главная | Разное | Каир - город пробок
Автор статьи: Михаил Ерема www.VideoMike.ru
 

Каир - город пробок


Вид на Каир с телебашни          В этом двадцатимиллионнике обитает если не каждый второй житель африканского континента, то уж точно половина Египта - точно. Все дни кроме пятницы передвигаться на автомобиле здесь совершенно невозможно. Центр Каира напоминает все остальные человеческие "муравейники", раскиданные по странам и континентам. Те же рекламные щиты, мосты, дорожные развязки, плакаты с предвыборной агитацией.
         Каир стоит по обоим берегам реки Нил в северной части Египта, непосредственно к югу от места, где река вытекает из долины, окруженной пустыней и разбивается на рукава, образуя дельту Нила. Если воткнуть одну ножку циркуля в точку с надписью "Cairo" на карте, то другой можно точно очертить дугу шириной 90 градусов, которая ограничит дельту Нила с севера. Каир расположен на широте 30 градусов к северу от экватора и находится на южной границе субтропического пояса. Зима здесь теплая, лето - жаркое, температура нередко превышает 40 градусов. Днем зимой температура обычно превышает 20 градусов, ночью холодает до 10 градусов. Поскольку город находится близ пустыни Сахары, осадки выпадают очень редко. Центр города
         Историческая часть города находится на восточном берегу, на западном было принято хоронить мертвых. Восток у древних египтян символизировал возрождение новой жизни, а запад - закат и смерть. На западе уже несколько тысяч лет ничего не растет, за городом - огромная пустыня без единой травинки на сотни километров.
         Сейчас все перемешалось, на суеверия современным арабам плевать, и город быстро разрастается в западном направлении.
 

 

 

На восточном берегу расположен Каирский музей.


 
Каирский музей, фасад
 
         Перед входом в музей разбит небольшой сад со скульптурами из разных концов страны, и небольшим бассейном, засаженным лотосом и папирусом - символами нижнего и верхнего Египта.
         При ближайшем рассмотрении оказалось: то, что в Египте называют лотосом - это обычные голубые кувшинки. Настоящие же лотосы выглядят совсем не так.
         Вот для сравнения эти два растения. Оба, кстати, в изобилии растут в дельте Волги:
 
Кувшинка и лотос
 
         Некоторые вещи в музее меня неприятно шокировали:
  • Музей, в котором, возможно, хранятся одни из самых дорогих в мире экспонатов, внутри больше похож на темный сарай
  • Освещение очень тусклое, витрины пыльные, рассматривать мелкие поделки сквозь них трудно.
  • Хотелось бы ЖК-экраны на стенах, где бы доступно, на нескольких языках, с картинками и мультипликацией пояснялось назначение предметов, названия, и т.д. Однако, никакой электроники там нет, более того, там даже на освещении экономят! У большинства витрин таблички сделаны так: из тетради в клеточку криво вырван листок, на нем кура-лапой от руки написаны пояснения на двух языках: арабском и английском.
  • Половина витрин - и вовсе без табличек, а деревянные гробы-саркофаги без всяких подписей сложены штабелями до потолка, и занимают целый зал.

         В музее меня очень интересовали несколько вопросов, на которые я хотел найти ответы, но, к сожалению, нашел не на все. Времени на "свободный поиск" было всего сорок минут, и его, конечно же, не хватило.
  • Интересно было найти хоть что-нибудь про инструменты для обработки камня, а именно, зубила, сверла, рычаги, струбцины, угольники, наждачные камни, и т.д. То, что было в музее - бронзовые скребки, годилось лишь для мягкого мрамора или ракушечника. Кроме того, бронзовый век наступил в эпоху среднего царства, когда Сфинкс и Великие пирамиды уже стояли на своих местах. В эпоху же древнего царства, как утверждают археологи, бронзы еще не было, только мягкая медь. Судя по углу заточки режущей кромки, тесать камень этими инструментами даже и не предполагалось.
  • Пытался найти экспонаты, сделанные из материалов тверже стали и стекла, на пример, из диорита, который можно резать лишь алмазом. Диорит не нашел, нашел лишь статуи из базальта времен древнего царства. Железо базальт не берет, нужны твердые сплавы. Я внимательно посмотрел тонкие кромки скульптуры, пытался найти "косяки" скульптора, которые выдали бы способ обработки камня - так и не нашел. Скульптура сделана без единой "помарки". Такое впечатление, что в древнем царстве знали какие-то секреты обработки, позже утерянные.
  • Очень интересно было разобраться с расовым типом фараонов. Сначала я думал, что там все слишком схематично, и ничего понять не удастся, потом смотрю - нет, все скульптуры имеют четкое портретное сходство, вплоть до дефектов внешности. Судя по скульптурам, в течение тысяч лет на троне побывали и негры, и ливийцы, и кавказцы, и блондины. Фараоны древнего царства - здоровые крепкие мужики, скульптуры сделаны с идеальным соблюдением пропорций и отличным знанием анатомии. К новомы царству все чаще встречались какие-то выродки... Эхнатон - тот вообще выглядит как гермафродит, пародия на человека. Жена его, Нефертити, вроде бы симпатичная, но с очень странной формой головы. То ли водянка мозга, то ли ей в младенчестве туго бинтовали голову, чтобы череп вытянулся вверх и назад (так было принято делать у индейцев Южной Америки).
  • Искал рисунки, фрески, либо что-то еще, рассказывающее о строительстве пирамид, но ничего не нашел, как будто фараоны к пирамидам вообще никакого отношения не имеют. Они ели, пили, охотились, плавали на лодках, а про строительство пирамид - молчок. Хотя, иероглиф "пирамида" в письменах изредка присутствует. Но он, скорее всего, обозначает какой-то слог, не более того. Странно, что один и тот же стиль в искусстве продержался неизменным в течение нескольких тысяч лет. Не иначе, как на остальные стили распространялось жесткое религиозное табу. Традиционная православная иконопись тоже довольно консервативна в этом плане, но не настолько.
         Отдельно хочу остановиться на самом знаменитом экспонате музея:
 

Маска Тутанхамона


         К сожалению, фотографировать в музее мне не дали, а потому воспользуюсь для иллюстрации чужой фотографией, честно стыренной из интернета:
 
Маска Тутанхамона

         Меня поразило сочетание качества и объема хорошей кузнечной работы с убогостью отделки. Куски бирюзы вставлены в ожерелье маски вкривь-вкось, местами в процессе инкрустации мягкое золото было помято и выровнено молотком. По сравнению с этой маской, тульские самовары показались мне огромным шагом вперед. Возможно, маску сначала делали неспеша, тщательно, а потом сроки стали поджимать - ее быстренько инкрустировали, и закопали. А может, над разными фрагментами маски работали разные мастера, и у некоторых руки росли оттуда же, откуда ноги. ;-)
 
Портрет Тутанхамона          Недавно читал статью про попытку восстановления облика Тутанхамона по маске. По мнению ученых, молодой фаран выглядел так, как на картинке справа.
Если у нас на Эльмаше прогуляться вечерком вдоль мест продажи пива и сигарет, там этих тутанхамонов - пруд пруди :-D Как предполагается, Тутанхамон умер насильственной смертью в возрасте 16-19 лет. Что поделаешь, дворцовые интриги, борьба за власть.
Археологов очень тронуло то, что на его груди, поверх золотого панциря, лежал полуистлевший букетик незабудок от его юной жены.
 

Нил


         Нил почему-то напомнил мне Волгу в районе Астрахани. Так же тепло, снуют вверх-вниз катера, по берегам - кафешки. Интересно, что из парусных лодок в Египте есть только фелюги с гафельным парусом, при чем все они, похоже, совершенно одинаковые и выпущены на одном заводе. Гафельное вооружение сначала показалось мне неудобным по сравнению в более распространенным у нас и в Европе бермудским, но потом я посмотрел, как местные в одиночку ловко управляются с парусом и румпелем... видимо, в этом что-то есть.
 
Фелюги на Ниле
 

Район Гиза

         Самый западный район города, Гиза, отличается от центра, как ... даже не знаю с чем сравнить... в общем, там одна большая свалка.
 
Дома р-она Гиза
 
         На нижние этажи, выложенные криво, и безо всякого плана, сверху, еще более криво, налеплены верхние. Крыш, как правило, нет, говорят, пока дом стоит без крыши - налог на недвижимость не взымается. Так что в Египте обычная практика - строить "лишний" этаж и не завершать его. Благо, осадки здесь редкость, и местные, живущие без крыши, обходятся на ночь теплым одеялом.
         Любопытно, что в пустырях между домов... нет, не садики, и не магазины, как у нас, и не цветочные грядки. Там настоящие распаханные поля, поверх земли, вперемежку с мусором, посажена кукуруза, просо, финиковые пальмы, деловито ходят коровы, цапли, местные ковыряют там что-то тяпками...
 
Пустыри р-она Гиза
 
         Вот так, городская свалка постепенно подходит к самим пирамидам.
Но это уже - совсем другая история.
См. Сфинкс и великие пирамиды взглядом прораба
 
Каир - Екатеринбург, 2008-2009

     Сайт ручной работы © Михаил Ерема